Перевал Чике-Таман

Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Перевал Чике-Таман
Расстояние от Бийска 320 км.
GPS-координаты: 50.645927, 86.311703

Горный перевал Чике-Таман, следующий за Семинским, находится на 659 км Чуйского тракта в 320 км от Бийска. Высота перевала 1295 метров, протяженность 11 км. Подъем — 7 км, спуск — 4 км. На вершине расположена смотровая площадка с которой открываются великолепные виды на Теректинский хребет и долины рек Малая и Большая Ильгумень. Там же находятся вездесущие сувенирные лавки и кафе.

Через перевал идет прекрасная асфальтированная дорога в некоторых местах буквально вырубленная в скалах.

Горный серпантин с многочисленными поворотами, резкими спусками и подъемами, требует от водителей особо внимания. Кроме того, этих местах нередки камнепады. Так что расслабляться за рулем категорически не рекомендуем.

Название Чике-Таман переводится как “плоская подошва”. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень. По разные стороны перевала находятся долины рек Малая и Большая Ильгумень.

ИНТЕРЕСНО

Высота Чике-Тамана 1295 метров над уровнем моря. По меркам Горного Алтая это не много. Для сравнения Семинский перевал, находящийся в 80 км ранее, заметно выше — 1718 метров. Но из-за иногда почти отвесных склонов вдоль дороги и в районе смотровой площадки, воспринимается Чике-Таман как более высокий и сложный. Огромные скалы с одной стороны и пропасти с другой производят мощное впечатление!

Перевал Чике-Таман

ИСТОРИЯ

Все сказанное выше относится к новой дороге, построенной 1903 году. До этого движение через перевал проходило по старой дороге, имеющей по разным данным до 34 крутых поворотов. Ее до сих пор хорошо видно со смотровой площадки и при желании по ней даже можно прогуляться. Правда проехать уже не получится, с каждым годом дорога все больше зарастает деревьями и кустарниками и постепенно приходит в негодность.

Интересно, что новый тракт был построен по проекту В. Шишкова, известного широкой публике в качестве автора знаменитого романа «Угрюм-река».

В последствии дорога неоднократно реконструировалась и расширялась. Причем в период с 1924 по 1930 годы основной рабсилой на строительстве были заключенные отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, покрытой щебнем. Чтобы немногочисленные автомобили могли беспрепятственно разъехаться делали специальные карманы. Нечто подобное можно обнаружить в наше время на перевале Кату-Ярык.

Новую трассу окончательно ввели в строй в 1984 году. Чтобы автомобили могли беспрепятственно в любое время года пересекать перевал, дорожные строители проделали колоссальную работу. Вот несколько цифр: в ходе работ было перемещено более 500 тысяч тонн грунта и взорвано минимум десять скал!

ЧТО ДАЛЬШЕ

За перевалом Чике-Таман начинаются места мало посещаемые туристами. Здесь нет шикарных баз и “продвинутых” кемпингов. Сюда едут те, кто привык созерцать природу в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина — межгорная котловина протяженностью около 35 километров, а дальше слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, музей Рериха в селе Усть-Кокса….

МЕСТА РЯДОМ / ОКРЕСТНОСТИ

ПОДРОБНОСТИ МАРШРУТА

В Бийске после моста через Бию едем прямо. Расстояние от Бийска до Семинского перевала около 238 км. Через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка на которой нужно повернуть по главной главной дороге, направо по Чуйскому тракту на Ташанту. Через Катунь переезжаем по новому мосту и движемся по трассе М-52. Далее, из крупных населенных пунктов, следует село Шебалино через 15 км. после которого начинается Семинский перевал. Следующий крупный населенный пункт село Онгудай после которого вы на месте — перевал Чике-Таман!

ПЕРЕВАЛ ЧИКЕ-ТАМАН НА КАРТЕ