Перевал Кату-Ярык

МАРШРУТ

Бийск → Сростки → Майма → Манжерок → Усть-Сема → Шебалино → Семинский перевал → Онгудай → Иня → Акташ → Улаган → Балыктуюль → Перевал Кату-Ярык
Расстояние от Бийска примерно 525 км.
GPS-координаты: 50.910633, 88.222877

Одно из самых мощных впечатлений, путешествуя на южный край озера Телецкое, Вы получите от перевала Кату-Ярык. Совершенно потрясающий вид с высоты птичьего полета и весьма экстремальный спуск по горному серпантину в долину реки Чулышман. Кату-Ярык действительно потрясающее место. И максимум впечатлений вы получите, если не ограничитесь видами со смотровой площадки, а спуститесь долину реки Чулышман.

Виды со смотровой площадки открываются колоссальные. Более чем с километровой высоты каньон прекрасно виден в обе стороны. Если погода не подведет, вы гарантированно станете автором нескольких фото шедевров. Внизу извилистая лента реки, напротив одноименный водопад Кату-Ярык, который сначала может показаться небольшим, но его размер становится понятен при взгляде вниз. Домики и автомобили в долине кажутся размером со спичечный коробок, как из окна самолета. На площадке есть несколько мест, где от отвесной пропасти вас ничто не отделяет. И это ощущение от которого, в прямом смысле захватывает дух! Отсюда прекрасно виден и серпантин, по которому предстоит спуститься в долину.

СПУСК В ДОЛИНУ

Дорога вниз тоже пощекочет нервы, но если двигаться аккуратно и соблюдать элементарные правила безопасности, то риск минимален. Желателен полный привод, но спуститься можно и на легковой машине. Подняться тоже, но стоит учитывать — средняя крутизна уклона дороги 18% или 10 градусов, и если грунтовку разведет после дождя, то подниматься на переднем приводе будет очень сложно.

Аварии здесь, несмотря на пугающие виды, происходят крайне редко.

ИСТОРИЯ

Серпантин в долину построен, вернее достроен, в 1989 году. Длина дороги 3,5 километра. Она однополосная и имеет 9 почти 180-и градусных поворотов. Разъехаться можно только на специальных площадках. Перепад высот примерно 800 метров. Эта дорога единственный путь, связывающий длину с большой землей. До её появления был лишь водный путь по озеру Телецкое и горные конные тропы. Так что для местных жителей, эта дорога благо цивилизации, а для путешественников возможность побывать в долине Чулышмана.

Эта дорога единственный путь, связывающий длину с большой землей

Строилась дорога допотопными методами и не соответствует никаким современным понятиям о безопасности. С одной стороны отвесная стена, выдолбленная в камне или природная, с другой иногда почти отвесный обрыв. Причем в лучшем случае полотно дороги отделено от него лишь буртом из гравия, а иногда и вовсе ничем. В общем, острые ощущения во время спуска Вам гарантированы!

В ДОЛИНЕ

Спустившись, вы буквально упретесь в базу, которая тоже называется Кату-Ярык. В долине по дороге к Телецкому есть еще несколько баз. Последняя, находится уже на южном берегу озера, где -то в 75 километрах.

СЕРВИС

Уровень сервиса здесь мало чем отличается от большинства бюджетных баз Горного Алтая. Все очень скромно и просто, но и уровень цен, несмотря на монопольное положение и экзотичность места, обычный. Для проживания традиционно предлагают стилизованные под национальное жилище покрытые берестой аилы или чадыры и обычные домики. Внутри аилов экстремально спартанская обстановка, зато своя печка и скромный ценник. В обычных домиках тоже не Хилтон, но по крайней мере есть кровати.

Впрочем, бытовая неустроенность вряд ли испортит впечатления от путешествия в долину Чулышмана, скорее наоборот добавит ярких ощущений!

ПОДРОБНОСТИ МАРШРУТА

Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема поворачиваем на развилке по главной дороге направо по трассе М-52 на Ташанту. Далее преодолеваем Семинский перевал, затем перевал Чике-Таман. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни до села Иня. В этом месте река Чуя впадает в Катунь. Далее Чуйский тракт идет вдоль Чуи. Следующие точки на карте — село Ак-Бом или Белый Бом, село Чибит после которого, через 7 км, будет крупное село Акташ, где нужно, повернуть, следуя указателям, налево — на Улаган. После Акташа начинается грунтовая дорога. Следующее известное место — знаменитые «Красные ворота». Далее — Улаганский перевал и через 30 км после перевала крупное село Улаган. Потом едем по указателю на село Балыктуюль, до которого 15 км грунтовки. В селе Балыктуюль поворачиваем направо на первый мост через речку. Далее вдоль дороги можно увидеть знаменитые Пазырыкские курганы. Именно этот участок последний перед перевалом Кату-Ярык. Дорога здесь плохого качества и сложная по рельефу — много закрытых поворотов, частых подъемов и спусков. Так что настоятельно советуем ехать аккуратно!